Что наша жизнь? Игра?
Октябрьским вечером 2007 года родители отобрали у Дэниела Петрича из Огайо его любимую видеоигру и заперли ее в сейфе. Это оказалось для 17-летнего парня серьезным ударом. Потому он взломал сейф, достал свой диск, а заодно и отцовский пистолет, и направился в комнату родителей. Первым выстрелом он убил свою мать, вторым — ранил отца в голову. Вложил пистолет в отцовскую руку, чтобы отвести от себя подозрения и уселся играть перед компьютером: теперь ему никто не мешал…
К счастью, мистеру Петричу удалось выжить. Он умолял суд пожалеть своего сына: дескать, тот раскаивается в содеянном и очень скучает по маме. А судья, зачитывая приговор Дэниелу, сказал, что, вероятно, подросток был уверен, что в реальной жизни люди умирают, как в видеоигре.
Наверное, того же мнения придерживался и 17-летний Максим из Санкт-Петербурга. 9 июня этого года он не поделил с собственной матерью компьютер и решил проблему кардинально: нанес женщине несколько ножевых ударов, а затем перерезал ей горло. Та умерла не сразу — ей удалось вызвать скорую. Максим же в это время уселся за компьютер и «занялся своими делами»…
Тройка, семерка, туз
Подобные сообщения приходят изо всех уголков света — из Южной Кореи, Китая, Канады, Чили, Германии, Англии. Везде, где есть компьютеры и Интернет, появляются геймеры. Это раньше игромания была для нас
Болезнь XXI века
Но, как известно, всякий запрет можно обойти: игорный бизнес никуда не делся, просто замаскировался под интернет-кафе, лотерейные и ночные клубы, а то и вовсе «переехал» во всемирную сеть. Это по-прежнему очень прибыльное занятие: по оценкам специалистов, игроманией страдают 1,5% населения всего земного шара. Еще 14% — в группе риска, то есть еще немного — и они забудут обо всем, предпочтя всему и вся тотализатор или, скажем, «однорукого бандита». И пусть в процентах эта цифра выглядит скромно, в пересчете на людей, а особенно на сломанные судьбы, все куда более печально. Ведь от действий игромана страдает не только он сам, но и его родственники, друзья, партнеры по бизнесу…
Не случайно психологи уже называют игроманию болезнью XXI века, а американская психиатрическая ассоциация внесла игроманию в список психических заболеваний наравне с алкоголизмом и наркоманией. Но заниматься психическими нарушениями, связанными с пристрастием к игре, доктора начали еще в конце XIX столетия, на которое пришелся пик популярности карточных игр. Правда, не очень преуспели. Как и все психические расстройства, игромания лечится очень тяжело и трудно: чтобы преодолеть зависимость, у человека уходят годы. Поэтому куда как проще — как и любую болезнь вообще — игроманию предупредить, нежели лечить.
Группа риска
Увы, она очень велика. В нее входят все одинокие, неудовлетворенные, потерянные люди, утратившие интерес к реальной жизни. Не случайно в вестибюлях метро за автоматами сидело такое великое множество пенсионеров: вовсе не адреналиновая зависимость и не жажда наживы ими двигала. Просто вместе с работой у них пропал и смысл существования. И они пытались его вернуть. Выход на пенсию — сложный период, часто сопровождаемый депрессиями. Потому так важно подготовить себе «запасной аэродром» —
Люди экстремальных профессий — летчики, пожарные, спасатели МЧС, спортсмены — также входят в группу риска. Разумеется, на пике карьеры у них и мыслей не возникает, чтобы заглянуть в интернет-казино. А что случается, когда приходится покидать работу? Там ведь — как нигде — весьма ограниченный «срок годности». И вот представьте ситуацию: практически здоровый человек, сроднившийся с опасностью, привыкший бить рекорды, спасать людей, — вынужден отказаться от своего обычного образа жизни. Дни для него становятся похожими один на другой — тянутся бесконечной серой чередой. Стресс в таком случае неминуем. И, разумеется, возникшую пустоту необходимо
В третью группу входят два «полюса» — азартные, жадные до развлечений люди и, наоборот, граждане тишайшие и спокойнейшие, о которых никогда даже и не подумаешь, что в их душах кипят нешуточные страсти. (Ведь игра — это именно страсть, которая захватывает тебя целиком.) И если с первыми все понятно: в погоне за острыми ощущениями они не остановятся никогда, то со вторыми чуть сложнее и проще одновременно. В реальной жизни они не преуспели: тихие, незаметные серые мышки. Но и им хочется признания, успехов, ярких эмоций. И все это дает им игра. Ведь во что бы ни играл человек, время от времени он обязательно выигрывает. В такие минуты он чувствует себя едва ли не триумфатором. А что до проигрышей, то они практически не замечаются. Происходит подмена: реальная жизнь уступает место выдуманной, где наш герой чувствует себя именно героем. И отказаться от этого у него нет никаких сил…
Деньги — ничто
Нехватка настоящих эмоций, отсутствие вкуса к жизни — вот что заставляет людей становиться игроманами. А потенциальный выигрыш, возможность «сказочно обогатиться» — лишь оправдание, но никак не движущая сила, превращающая человека в заядлого игрока. Гораздо важнее денег — мечты о них. Игроман с упоением представляет, как и на что он потратит выигранные средства: тут и роскошные яхты, и благотворительность, и финансирование каких-нибудь научных программ… Слаще этих фантазий нет ничего на свете, ведь только в них игроман выглядит сильным, успешным, привлекательным, благородным, только в них он уникален и окружен всеобщими любовью и восхищением… Увы, все это лишь мираж. Не более того.
Главная опасность игромании — вовсе не в неизбежном разорении, а в нравственной и духовной деградации. Человек, гоняясь за придуманным счастьем, не слышит доводов рассудка и воззваний родни и близких. Он начинает тщательно скрывать свое пристрастие, вести двойную жизнь. Сначала он используют собственные средства, потом изымает их из семьи, добывает у друзей, знакомых, коллег по работе и партнеров по бизнесу и рано или поздно оказывается в долговой яме. А чтобы выбраться из нее — идет на преступления или ударяется в бега. И тот, и другой итог печален и приводит либо в тюрьму, либо в могилу.
Детям до 16
Но, конечно же, самая печальная участь — у детей и подростков, с которых мы начали наш рассказ. Вы не поверите, но категория игроманов, чей средний возраст — 12-16 лет, — самая обширная.
При этом зависимость от игр у ребят может начаться уже в 8-10-летнем возрасте. Пока они еще не выносят из дома все, что можно вынести, однако уже наносят вред своему психическому здоровью. Ведь компьютерная игромания практически всегда перетекает в другие психические расстройства — депрессию, социофобию, биполярные расстройства.
Чаще всего заболевают дети, предпочитающие всевозможные «стрелялки», «бродилки» и интересные флеш игры для мальчиков и девочек, то есть игры, которые не предполагают ни малейшего интеллектуального напряжения. По сути своей — это все тот же уход от реальности в некий выдуманный мир. В случае с компьютерными играми даже фантазию напрягать не надо: игровая индустрия уже обо всем позаботилась и предоставляет богатейший выбор уже готовых «выдуманных миров», где существует миллион способов самоутверждения и самовыражения. Тем так и заманчивы все эти «миры», что
В реальности ты отступишь перед силой, в компьютере же обязательно сразишься с противником. Ведь в запасе у тебя куча жизней, да к тому же всегда можно начать сначала.
Чтобы накачать пресс и даже отрастить волосы требуются время и пусть небольшие, но усилия. В игре — пара кликов мышкой, и ты обрел желаемое. Быстро, без труда, все и сразу. Нет, однозначно виртуальный мир много приятнее того, в котором каждый день надо ходить в школу, учить уроки, выстраивать отношения со сверстниками… В таком мире хочется жить.
Ругать — бесполезно
И подросток живет. Родители зачастую даже не успевают опомниться, а их милое чадо уже целыми днями торчит перед компом и не интересуется ничем другим. Его друзья куда-то испарились, а те, что еще приходят — точно также повернуты на игре и вместе они только и делают, что сидят перед монитором. Его ничто не волнует: днем и ночью он думает о своих успехах и неудачах в игре. И в зависимости от них у него скачет настроение: то он необычайно весел, то становится мрачнее тучи. Смена настроений происходит очень резко и всегда с минуса на плюс и наоборот. Спокойствием здесь и не пахнет. Наконец, ребенок просто не находит в себе сил оторваться от компьютера — отказывается от еды, не спит. И чихать он хотел на запреты. Читать нотации, ругать, убеждать — бесполезно, особенно на этой стадии. Ведь для вашего чада настоящая жизнь давно переместилась за экран монитора, а вы стали частью назойливой повседневности, которая только мешает и не дает свободно дышать. Немудрено, что ваши воззвания лишь вызывают агрессию. А отсюда уже и до беды недалеко: достаточно вспомнить Дэниела и Максима…
При этом подростку очень сложно осознать свои проблемы. Это взрослый может понять, что игра разрушает его жизнь, лишает его здоровья, семьи, работы. У детей же ценности еще не сформированы. Им кажется, что им попросту нечего терять.
Что делать?
Так что остановить свое чадо — задача родителей. И действовать надо не запретами, нет. Запрещать компьютерные игры бесполезно и совершенно не нужно. Но надо тщательно их отбирать и обязательно дозировать время, проведенное ребенком у компьютера: не больше часа в день. Бродилки, стрелялки — исключить. Квесты и стратегии, подразумевающие мыслительную деятельность, — вот что никогда не сделает вашего ребенка игроманом, а наоборот, разовьет его интеллектуальные способности.
Ни в коем случае не отмахивайтесь от подростка и не критикуйте его: для него его игровой мир важен. Презирая его увлечение, вы тем самым презираете его самого. Потому превозмогите себя, найдите время — и посмотрите, каких результатов добился ваш сын или дочь, каких персонажей создал, на какой уровень поднялся. Похвалите, а потом предложите вместе прогуляться, прочитать книгу, посмотреть кино: предложите альтернативу игре, помогите своему чаду найти какие-то новые краски в реальной жизни, заинтересуйте его. Обязательно отдайте в какой-нибудь кружок — но только тот, что нравится ему. Плевать, что все учат полезный английский. Ваш пусть идет на курсы бисероплетения, раз ему так хочется. Это же его жизнь, правильно? И, в конечном счете, важнее всего, чтобы он вырос здоровым и счастливым.
И еще один существенный момент: поощряйте его игры со сверстниками, не позволяйте ему сидеть в четырех стенах. Да, сейчас страшное время, но отнюдь не в каждом подъезде сидит наркодилер с педофилом. Улица все же не настолько опасна, как мы думаем, и она может научить чему-то стоящему: отстаивать свое достоинство, свое мнение, выходить из конфликтных ситуаций. В любом случае — это реальный мир, без иллюзий и фантазий. Тот самый настоящий мир, в котором живем мы все и от которого так небезопасно отрываться…
Как распознать геймера? Однозначного рецепта нет: ведь у него не трясутся руки, как у алкоголика, не происходит ломок, как у наркомана. Так что придется внимательно присмотреться к «подозреваемому». И если заметите:
— повышенную возбудимость;
— чрезмерную нервозность;
— раздражительность;
— необоснованный гнев;
— апатию к окружающим людям и вещам;
— неспособность к самоконтролю, -
бейте тревогу. Человека явно терзают психологические проблемы. И, может статься, они вызваны игроманией.
Игромания приводит к тотальному разорению: человек лишается семьи, работы, карьеры, денег, уважения в обществе. Но это еще полбеды. Под руку с игроманией идут головные боли, рассеянность, потеря памяти, депрессия, маниакальные состояния, близкие к аффекту, и даже шизофрения. Кроме того, игроман просто-напросто становится опасен как для самого себя, так и для общества.
В группу риска детской игромании входят:
— дети и подростки в возрасте от 10 до 16 лет, предпочитающие играть в компьютерные игры, не требующие интенсивного мыслительного процесса — «стрелялки», «бродилки»;
— дети и подростки в возрасте от 10 до 16 лет, любящие проводить время в чатах и социальных сетях;
— дети и подростки в возрасте от 10 до 16 лет, отличающиеся застенчивостью или, наоборот, агрессивностью.
Борис ЗАПЛАВНЫЙ
16.10.2012, 1851 просмотр.
- Свежие новости
- Новые статьи